Хирургическая реконструкция при лицевом параличе
Пластическая хирургия. Хирургическая реконструкция при лицевом параличе. При обследовании пациентов с лицевым параличом во внимание должны быть приняты очень многие факторы. Хирургическое вмешательство может быть необходимым для более полного обследования состояния нервных проводников и мышечной ткани у пациентов, которые имеют частичный, сегментарный или полный паралич лицевой мускулатуры.
[[MORE]]
Целями реабилитации парализованного лица должны быть следующие:
1. Нормальный внешний вид в покое.
2. Симметрия при произвольных движениях.
3. Восстановление контроля за сфинктерами рта, носа и глаза.
4. Симметрия при непроизвольных движениях и контроль баланса при выражении эмоций.
5. Предупреждение потери других важных функций.
Нет ни одной хирургической технологии, которая могла бы обеспечить реализацию всех этих целей, и нет ни одного универсального способа или подхода, который бы подошел для всех пациентов с лицевым параличом. Выбор корригирующей операции требует детального анализа этиологии, продолжительности и степени выраженности деформации так же, как и определения прогноза лечения в целом. Динамическая реконструкция, а также восстановление нервных проводников всегда представляются более предпочтительными по сравнению с методами статической хирургии, за исключением случаев со специальными противопоказаниями. С применением физиологических принципов клинического диагностического обследования должны быть выбраны соответствующие хирургические процедуры, их альтернативы, которые планируются в соответствии с продолжительностью и распространенностью лицевого паралича.
Хирургическая реконструкция при лицевом параличе. Для нормальной работы лицевых мышц и их сокращения нужны два непременных условия: интактный лицевой нерв и здоровая лицевая мускулатура. В случае, если лицевые мышцы здоровы и интактны, условиями их реиннервании являются:
• жизнеспособное или сохранное ядро лицевого нерва на пораженной стороне,
• способность проксимального нервного сегмента обеспечить регенерацию аксонов,
• дистальный сегмент нерва, через который аксон будет регенерировать в сторону лицевой мускулатуры.
Вместе с тем, при значительной степени выраженности мышечной дегенерации реанимация лица может быть невозможной без пересадки новых мышечных тканей в эту область. Чаще всего встречаются ситуации комбинированного нейромышечного дефицита, что требует пересадки и того, и другого элементов для восстановления движений лица.
В зависимости от сроков после повреждения варианты хирургического восстановления можно разделить на 3 периода:
1. Немедленное (до 3 недель).
2. Отсроченное (от 3 недель до 2 лет).
3. Позднее (более 2 лет).
Повреждение и ятрогенную травму лицевого нерва следует устранять немедленно. В момент изначального повреждения эластичность нерва может обеспечить его восстановление при наличии минимальных дефектов даже без использования трансплантатов. Кроме того, в этот период времени анатомия представляется не измененной рубцеванием и фиброзом. Именно в течение первых 3 недель после повреждения невральные и мышечные элементы имеют наиболее высокий шанс на полное восстановление.
С периода 3 недель до 2 лет тело клетки и проксимальный нервный сегмент обычно обладают способностью к регенерации. В течение этого периода эндоневральные трубки сохраняются и могут направлять регенерирующие аксоны в сторону лицевой мускулатуры. Несмотря на то, что лицевые мышцы подвергаются гистологическим изменениям и дегенерации, они сохраняют возможность восстановления функции, близкой к нормальной, если регенерирующий нерв достигает их. В течение этого периода хирургические вмешательства должны быть выбраны из тех, которые обеспечивают прорастание нервов в сохраненные мышцы посредством нервных трансплантатов или путем перекрестной иннервации. После 2 лет денервации мышечная атрофия и фиброз разной степени выраженности подтверждаются отсутствием потенциалов на электромиографии и отсутствием мышечных волокон при взятии биопсии. Выраженная мышечная атрофия требует от хирурга пересадки новых мышц в область лица посредством или местных перемещений мышечных тканей, или путем микронейрососудистых пересадок с отдаленных участков тела.